Rospechat-miniВ советские времена киоски «Союзпечати» пользовались большой популярностью. Киоскёры хорошо знали своих постоянных покупателей и часто советовали, какое издание приобрести, информировали о поступивших новинках. С развалом СССР «Союзпечать» благополучно трансформировалась в «Роспечать», и конкурентная борьба между частными и государственными печатными СМИ разгорелась подобно ленинской «Искре». О деятельности ОАО «Роспечать» Ярославской области – в статье генерального директора ООО «Международный издательский дом «Сфера» Олеси Раджа.


Изначально каждое печатное издание базируется на двух китах, без которых, понятно, газета или журнал не может существовать: типографии и распространителе печатной продукции. И, если качество печати редакция может хоть как-то проконтролировать, то процесс распространения, или как сейчас любят блистать новым словечком, «логистику», проследить крайне сложно. Вот почему многие СМИ открывают собственные киоски или самостоятельно распределяют печатную продукцию. Но, даже в этих случаях, известен только результат распространения. Конечно, частичная информация к СМИ поступает, скажем, газету разобрали клиенты банка. Но кто конкретно, естественно, не знают даже сотрудники банка. Никто вникать в эти манипуляции не будет.

Вот почему, когда рекламодатели дотошно интересуются, где будет распространятся издание, и кто его получит, то можно с долей вероятности ответить лишь на первую часть вопроса. Впрочем, энное количество читателей любому изданию перечислить не составит труда, но понятно, что персонально с каждым потребителем продукции оно работать не будет, поскольку это – баснословно дорогое «удовольствие». И не дилетант отлично в этом разбирается.

Небогатые печатные издания предпочитают отдавать на аутсорсинг распространение своей продукции. Скажем, в ОАО «Роспечать» Ярославской области, деятельность которого, увы, оставляет желать лучшего.

И в 1990-е «Роспечать» возвращала огромное количество нераспроданного тиража известным в регионе изданиям. Скорее всего, объясняется это тем, что к работе в киосках, в основном, привлекаются малоквалифицированные кадры, зарплата которых не зависит от выручки за проданную продукцию. Да, и не болеют они за свой «клуб», как, например, спортсмены.

Газете в обложке, а позже журналу, «Прайм-Сфера» пришлось вдоволь хлебнуть лиха с ОАО «Роспечать» Ярославской области. Правда, на начальном этапе существования редакцию издания, в принципе, устраивали партнёрские связи с этой структурой. Хотя так и остаётся загадкой, попадало ли оно жителям региона, или только областного центра. Однако, далее, с развитием и приобретением известности на медийном рынке, продажи «Прайм-Сферы» в «Роспечати» остались почему-то на прежнем уровне. Это – ответ на вопрос одной из студенток факультета журналистики ЯГПУ имени К.Г. Ушинского, теперь уже молодого специалиста, которая для своей дипломной работы хотела разузнать «секреты» деятельности журнала «Прайм-Сфера».  

Но настоящий ужас ожидал издание, когда я возглавила региональное отделение одной из партий и движение в поддержку политики Президента РФ В.В. Путина. В 2002 году вышел номер «Прайм-Сферы» с фотоснимком председателя партии «Мира и Единства» и Движения в поддержку политики Президента РФ В.В. Путина С.З. Умалатовой на первой обложке. Не будем внедряться в тонкости продажи этого выпуска, но когда я приехала в «Роспечать» за возвратом непроданной продукции, то ответственное за это дело лицо – пожилая женщина с фиолетовыми волосами с воплями возмущения сообщила, что наше издание никому не нужно, и буквально выбросила мне газеты.

Следом пошли издевательства с продажами. Понятно, что никто из киоскёров меня в лицо не знал, поэтому я решила несколько раз проверить, как продаётся издание в Ярославле. Приведу лишь несколько примеров. Так, в ларьке на Красной площади киоскёр мне заявила, что не нужно приобретать «Прайм-Сферу». В другом киоске продавец сказала, что издание никто не берёт, а когда я попросила экземпляр, то она, удивившись, сообщила, что, «оказывается, всё распродано». Когда я обратилась за «Прайм-Сферой» в киоск, расположенный недалеко от Некрасовской библиотеки, то распространитель стала мне навязывать другое издание, а нужное мне отсутствовало.

Как-то случился и вообще нонсенс, после чего у меня состоялся неприятный разговор с генеральным директором ОАО «Роспечать» Ярославской области В.К. Медведевым. Мы выпустили интересный проект с фотоснимком генерального директора ОАО «Русьхлеб» А.М. Зайченко на первой обложке, так киоскёры продали всего… 5 экземпляров издания.

Руководству «Роспечати» не понравилось, что я стала досконально выяснять эту подозрительную ситуацию, и начали выживать издание. В конце концов, в присутствии нашего юриста мы договорились о том, что будем оплачивать «Роспечати» приоритетную выкладку журнала. И какое-то время, не шатко не валко, дела с продажами шли. Но, как издание не изощрялось, какие бы новые проекты не придумывало бы, продажи не увеличивались. Создавалось впечатление, что кто-то тормозит распространение «Прайм-Сферы».

Это были цветочки, а ягодки появились с воцарением в ярославской «Роспечати» новой команды менеджеров с коммерческим директором А.Г. Спиридоновым. Последний, якобы, серьёзно занялся логистикой, но, на самом деле, откровенным шантажом. Говорят, чтобы прийти к власти они бросали дымовые шашки в окна, когда шло заседание совета директоров ОАО «Роспечать» Ярославской области. Вспоминаю, как однажды Спиридонов с каким-то непонятным мне чувством радости сообщил, что изжил одно из московских изданий и далее будет избавляться от бесперспективного с точки зрения продаж «балласта». Хотя, что является перспективным по мнению Андрея Геннадьевича, логике не поддаётся: «Роспечать» завалена, явно, не ходовой продукцией – и ребёнку понятно.

Андрей Геннадьевич стал предлагать мне заключать всё новые и новые договоры, которые нужно было перерабатывать с учётом интересов нашей организации. Далее он подсадил ООО «МИД «Сфера» на «иглу» постоянных выплат приоритетных выкладок издания. Хотя, как потом я узнала у информированного на сей счёт предпринимателя, приоритетная выкладка предлагается только на следующий раз после случая малой продажи печатного тиража. Следом аппетиты у Спиридонова начали непомерно расти. Он требовал, чтобы издание выходило чаще. Сначала поставил условие: должно продаваться более 50 процентов журнала «Прайм-Сфера». Потом эта цифра дошла до 80 процентов. Наконец, в издевательской форме он предложил «выплачивать зарплату киоскёрам». В общем, товарищ в конец зарвался.

Я поняла, что эту политику Спиридонов выработал, чтобы перекрыть клапан «воздуха» «Прайм-Сфере». Но, возможно, подобным образом, оправдывая своё профессиональное бессилие по управлению таким сложным участком работы как распространение СМИ, команда деляг решила пойти самым простым путём: выжимать деньги другими способами, вместо того, чтобы обучать и инструктировать должным образом киоскёров, совершенствовать механизмы поощрений и заработной платы, искать новые места для своих ларьков, улучшать их дизайн, устраивать интересные мероприятия для привлечения потребителей печатной продукции и т.д. и т.п.

Для разрешения этого конфликтного вопроса и вразумления А.Г. Спиридонова ООО «МИД «Сфера» обратилось к руководителю УФАС по Ярославской области С.А. Балабаеву. Выслушав суть вопроса, Сергей Анатольевич позвонил по телефону владельцу ОАО «Роспечать» Ярославской области М.Н. Мартьянову и мягко попросил его «не обижать женщин». Потом он сообщил номер мобильного телефона Мартьянова и посоветовал урегулировать непосредственно с ним проблему. Но после встречи с Мартьяновым стало ясно, что тот не пойдёт на мировую. В этот период в УФАС стали меняться руководители, и ничего из этого хорошего не вышло. Такой простой вопрос, как порядочно отнестись к известному изданию, не имеющему долгов ОАО «Роспечать», никто не смог решить. Но зато, как позже я увидела, насколько бойко защищал Балабаев мэра Ярославля Е.Р. Урлашова.

Не нужно извращать жизненные реалии согласно своим нуждам и ради этого ставить всё с ног на голову.

Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на prime-sphere.ru обязательна.