tenderprice-miniСпециалисты Ассоциации Участников Закупок провели сравнительное исследование государственных тендеров в различных регионах России и пришли к удивительному открытию: отдельные области нашей страны отличаются крайне низкими снижениями цен в ходе закупочных процедур.


Компании слишком пассивно участвуют в закупках и неохотно снижают цены в конкурентной борьбе за каждый лот. По мнению экспертов АУЗ, такая модель «поведения» противоестественна для обычных торговых процедур. Ведь смысл тендеров заключается именно в снижении предложенных заказчиками цен. При обычном механизме торгов компании, желающие выполнить заказ, предлагают сделать работу за меньшие деньги, чем конкуренты. В погоне за лотом бизнесмены опускают цены до 25%, а в отдельных случаях даже до 100%.

Однако на примере государственных торгов Чеченской республики аналитики убедились, что возможна и другая форма конкуренции участников. После снижения цены на 1% они просто заканчивают торги. Будто бы у предпринимателей массово пропадает желание торговаться друг с другом дальше. Такое явление в Чечне происходит почти во всех тендерах, вне зависимости от того, какие товары или услуги запрашивает заказчик. Только в 25,6% торгов цены снижаются ниже отметки «1%», в остальных 74,6% закупок они либо вообще не изменяются, либо колеблются на уровне 0,1-0,5%. Для сравнения: в государственных тендерах Москвы понижение начальной цены контрактов ниже 1% наблюдается в 64,7% торгов (почти на 40% чаще, чем в Чеченской республике).

«От небольших скачков цен в сторону понижения страдает государственный бюджет, ведь заказчики тратят на товары и услуги больше денег, чем могли бы», – рассказывает руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов.

Изначально эксперт предполагал, что в этом случае влияет человеческий фактор: характер участвующих в торгах людей, которые могут принципиально отказываться от тендеров с низкой закупочной ценой. Также специалист рассматривал версию «негласных правил» в регионе: «не баловать» государство очень заниженными ценами. Однако при более детальном изучении вопроса выяснилось, что в 91% государственных закупок Чеченской республики одновременно участвуют не более двух компаний. И если в Москве максимальное количество конкурентов, одновременно претендующих на один лот может достигать 30 юрлиц, в Чеченской республике этот показатель не превышает 6 компаний.

Исходя из вышесказанного, эксперт сделал вывод, что причиной малых снижений цен не обязательно является сговор или коррупция в регионе. Вероятней всего, там просто недостаточная осведомленность о проводимых торгах или, вообще, непопулярность электронных закупок.

По информации Центра Заключения Контрактов, который ежегодно проводит торги для 16 тысяч юридических лиц, некоторые московские коммерсанты совершенно не в курсе, что такое «электронные закупки». На вопрос «Вы участвуете в тендерах?» они переспрашивают «Тендеры – это что-то нехорошее?». Поэтому в удалённых регионах страны процент непросвещённых в этом вопросе бизнесменов может быть гораздо выше, уверен эксперт.

Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на prime-sphere.ru обязательна.