molokoRIPI-miniПо сообщению РИПИ тест 21 образца пастеризованного молока разных торговых марок, в котором участвовало пять регионов России, показал неоднозначный результат. Так, Брянск стал лидером по фальсификации пастеризованного молока, а Ярославль показал отличный результат.

Партнёрами РИПИ по тестированию пастеризованного молока в регионах выступили: в Брянске – ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; в Воронеже – региональное общественное движение по защите прав потребителей «Качество нашей жизни»; в Ярославле – ОО ЯО «Облпотреб».

Сотрудники этих организаций провели мониторинг рынка в своём регионе, определили торговые марки местных производителей молока. Образцы для исследований закупались и передавались на испытания с соблюдением всех правил, разработанных РИПИ. Коллеги в Сибири (ФБУ «Красноярский ЦСМ», ФГБУ «Иркутская МВЛ», ФБУ «Забайкальский ЦСМ») провели собственные испытания в своих испытательных центрах.

Пастеризованное молоко хранится меньше всего. В отличие от стерилизации оно проходит относительно щадящую термическую обработку: его нагревают до 60 градусов в течение часа либо до 80 градусов в течение получаса. Под воздействием такой температуры уничтожаются все болезнетворные бактерии и микробы, которые всегда есть в цельном молоке. Срок годности такого молока увеличивается до недели при условии хранения в закрытой упаковке в холодильнике.

Что искали?

Перед экспертами стояла задача проверить массовую долю жира, или проще, жирность, выяснить, не обделили ли их с объёмом и, конечно же, дать ответ на вопрос «натуральное это молоко, т. е. не подмешали ли в него немолочные жиры?». Для выполнения последнего задания молоко проверялось на содержание фитостеринов (b-ситостерин, брассикастерин, кампестерин, стигмастерин) – именно этот арбитражный метод подтверждает фальсифицировано молоко или нет.

Результаты исследования

Продукция 11-ти торговых марок прошла тест без нарушений: растительные жиры в молоке не обнаружены, жирность соответствует требованиям ГОСТа, а объём продукта – заявленному значению на упаковке. Это молоко из Брянска («Милград», «Берёзка»), Ярославля («Даниловский маслосырзавод», «Из Углича», «Ярмолпрод»), Воронежа («Академия Молочных Наук», «Лебедяньмолоко»), Красноярска («Нарада»), Иркутска («Домашенька», СЗСППК «Сагаан Гол», «ЯНТА»).

К молоку из Красноярска ЗАО «Искра» (Красноярский край, п. Кулун) не было претензий по растительным жирам и жирности, но в пакет не долили, поэтому по объёму он не соответствует нормам ГОСТа.

Пастеризованное молоко пяти ТМ признано фальсифицированным из Брянска («Весёлый луг», Торговый дом «Сметанин», «Щедрая Бурёнушка»), Воронежа («Мамины ладошки»), Красноярска («Наш Лидер»).

В двух образцах установлена заниженная массовая доля жира, а также недолив в упаковке. Стандарт разрешает отклонение по объёму не более 15 мл. В образце «Щедрая бурёнушка» недолив составил 30 мл, в образце «Наш Лидер» – 20 мл. Соответственно, жирность: 3.1% (заявлено 3.2%) и 2.4% (заявлено 2.5%).

Образец «Мамины ладошки» не соответствует ГОСТу по жирности: 2.45% вместо 3.2%.

Образцы молока из Забайкальского края («ДалиВидали», «Молочный остров», «Нерчанка», «Сивяково»), которые проверялись только по показателю массовая доля жира, соответствуют ГОСТу.

Замечания по маркировке в части указания обязательных сведений о продукте получили два образца. Так, на упаковке молока «Даниловский маслосырзавод» отсутствуют знаки упаковки, что является нарушением требований ТР ТС 005/2011. В маркировке молока «Мамины ладошки» неполно указана энергетическая ценность продукта. Согласно пп.4 п.4.9 статьи 4 ТР ТС 022/2011 «Энергетическая ценность (калорийность) пищевой продукции должна быть указана в джоулях и калориях или в кратных, дольных единицах указанных величин».

Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на prime-sphere.ru обязательна.