ResistoMap-miniРоссийские учёные создали интерактивную мировую карту резистентности микробиоты кишечника к антибиотикам – ResistoMap, которая поможет выявить национальные особенности в потреблении антибиотиков и контролировать лекарственную устойчивость в глобальном масштабе. Технология представлена в журнале Bioinformatics, а сам ресурс доступен по адресу http://resistomap.rcpcm.org/.

vodolazisgolovoi-miniВо время подводных археологических раскопок на морском участке строительства Крымского моста, в районе мыса Ак-Бурун, найдена терракотовая голова божества или героя, созданная предположительно в эпоху греко-персидских войн. Это первая подобная находка в Северном Причерноморье.

fullerit-miniФизики смоделировали структуру нового материала на основе фуллерита и алмаза, с помощью которой показали, как материал приобретает сверхвысокую механическую жёсткость. Это открытие позволяет оценить потенциальные условия для получения ультратвёрдых материалов. Результаты опубликованы в журнале Carbon. (Модель фуллерита внутри алмаза. Иллюстрация предоставлена А. Квашниным).

shpat-miniПроведя расчеты на видеокартах, учёные смоделировали упорядоченную объёмную структуру из двух близких по параметрам диэлектриков и обнаружили, что её оптические свойства отличаются и от известных природных кристаллов, и от активно исследуемых искусственных периодических композитов. Теоретическое исследование, выполненное старшим научным сотрудником Алексеем Щербаковым и студентом VI курса Андреем Ушковым, работающими в лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ, посвящено особым прозрачным композитным средам, которые удалось смоделировать при помощи разработанного учёными метода. Эти среды отличаются наличием такого эффекта, как двулучепреломление: если через них пропускать свет, то исходный луч разделяется на два. В статье, которая опубликована в журнале Optics Express, физики предсказали возможность существования композитных кристаллических структур нового типа, таких, в которых двулучепреломление происходит совершенно иначе, чем в естественных кристаллах. (Пример двулучепреломления в кальците (исландском шпате). Источник: Wikipedia).

oblojka-miniГруппа учёных из лаборатории перспективных исследований мембранных белков МФТИ, Исследовательского центра Юлих и Института структурной биологии Гренобля разработала метод, позволяющий упростить получение структур белков в естественном состоянии. Авторы впервые получили необходимые кристаллы для расшифровки структуры белка. Они использовали искусственные нанодиски вместо общепринятых «мыльных» веществ для стабилизации белковых молекул в растворе. Исследование, опубликованное в журнале ACS Crystal Growth & Design, позволит получать структуры белков в их естественном состоянии, особенно ценных для разработки лекарств. Профессиональное научное сообщество высоко оценило исследование: редакция журнала ACS Crystal Growth & Design признала его лучшей работой месяца и поместила иллюстрацию к статье на обложку мартовского печатного номера.