uspexuchenix-miniПо данным ЮНЕСКО количество ученых во всем мире в 2013 году составило 7,8 млн. человек, т.е. 0,1% всей человеческой популяции профессионально занимается наукой. Финансирование исследований значительной доли этих людей зачастую регулируется чиновниками, далёкими от науки. И в этом вопросе научно обоснованная систематизация учёных была бы очень кстати. Подобной социологией научного сообщества озаботились математики из Института проблем управления и МФТИ. Работа опубликована в журнале «Управление большими системами» и на общероссийском математическом портале Math-Net.Ru (иллюстрация пресс-службы МФТИ. Дизайнер Lion_on_helium).

morkov-miniКаждый год Российский институт потребительских испытаний тестирует морковь. В 2016 году из 11-ти проверенных образцов моркови безопасным признан только один. В остальных были обнаружены неразрешённые пестициды. В 2017 году из 9-ти проверенных образцов безопасными признаны 6. В трёх образцах отечественного производства были также обнаружены пестициды, неразрешённые как для конкретной культуры, так и в РФ.

Kubit-mini5Исследователи продемонстрировали искусственную квантовую систему, в которой квантовый бит взаимодействует с акустическим резонатором в квантовом режиме. Это позволит изучать на акустических волнах известные эффекты квантовой оптики и развить альтернативный (акустический) подход к созданию квантовых компьютеров, который может обеспечить им большую устойчивость в работе и компактность. Статья с результатами опубликована в Physical Review Letters. (Рисунок. Схема чипа. Резонатор Фабри-Перо состоит из двух Брэгговских зеркал – каждое состоит из 200 параллельных полос (показаны жёлтым), отстоящих друг от друга на половину длины акустической волны. Длина волны равна 0,98 мкм, или 980 нм. В резонаторе находится кубит (трансмон) и два встречно-штыревых преобразователя – приёмник и излучатель. Сквид – часть трансмона, чувствительная к слабому магнитному полю).

olimpiada-mini1 июня в московском парке «Зарядье» состоялось церемония награждения победителей II Европейской олимпиады школьников по физике (EuPhO 2018), в которой приняли участие 115 школьников из 23 стран Европы, 40 руководителей команд и 50 волонтёров из МГЛУ и МФТИ. Впервые мероприятие прошло в России — на базе Московского физико-технического института (МФТИ).

magikpulya-mini2Биохимики создали платформу для покрытия (модификации) поверхностей нано- и микрочастиц конструкциями из биомолекул. Данные конструкции могут иметь лекарственную и распознающую части и использоваться для направленной доставки лекарственных средств к опухоли. Работа опубликована в журнале ACS Applied Materials &Interfaces. Разработкой занималась международная группа учёных, в которую вошли исследователи МФТИ, Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, МИФИ, ПМГМУ им. И. М. Сеченова и Университета Маккуори (Австралия). (На рисунке – схема действия тераностических конструкций).