Chernayadira-miniМеждународная команда исследователей, включающая учёных ФИАН, МФТИ и МГУ, с беспрецедентной точностью визуализировала образование струи плазмы в окрестности массивной чёрной дыры. Радио-изображение, сделанное с помощью комбинации телескопов в космосе и на Земле, позволило восстановить структуру струи с потрясающей детализацией на уровне всего лишь в пару сотен радиусов чёрной дыры. Астрономам впервые удалось достичь такого разрешения. Полученные данные заставляют астрофизиков пересмотреть устоявшиеся взгляды на формирование джетов. Работа опубликована в журнале Nature Astronomy. (Рисунок 1. Коллаж схематически показывает наземно-космический интерферометр «Радиоастрон» (сигналы отдельных телескопов объединяются при помощи интерференции радиоволн) слева и восстановленное изображение струи в галактике «Персей А», изображённое в псевдоцвете. Размер в треть светового года показан справа жёлтой линией. Источник: Юрий Ковалев).

masspektroskopiya-mini2Учёные Сколтеха и МФТИ разработали приспособление для масс-спектрометра – прибора для анализа молекул и состава смесей. Новое устройство позволяет одновременно проводить исследование одного вещества «с четырёх точек зрения», а также работать одновременно с несколькими веществами на одном масс-спектрометре. Классический же масс-спектрометр предполагает последовательную работу с различными веществами. Работа опубликована в журнале Analytical Chemistry.

molodegMFTI-mini231 марта и 1 апреля в Технопарке «Сколково» лучшие программисты из России и мира примут участие в MosCode Festival – чемпионате по спортивному программированию. В этом году в нём примут участие более 300 студентов, представляющих 51 университет из 22 стран, среди которых Индия, Китай, Бразилия, Куба и другие.

Solnse-miniРоссийская космическая обсерватория «Радиоастрон» совместно с наземными радиотелескопами из нескольких стран смогла обнаружить экстремально компактные детали в удалённом от Земли на 2 тысячи световых лет источнике мазерного излучения в линии водяного пара на частоте 22 ГГц – двойная деталь содержит компоненты размером с наше Солнце. Результаты исследования опубликованы в The Astrophysical Journal (http://iopscience.iop.org/article/10.3847/1538-4357/aab096).

iskintellek-minitИскусственный интеллект всё чаще применяют в медицине для постановки диагноза, анализа рентгеновских снимков и кардиограмм, определения индивидуальных рисков. Научные сотрудники российской компании Gero и МФТИ обучили нейросети предсказывать вероятность смерти на основе данных фитнес-трекера. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.