atmosferaVeneri-miniСегодня – релиз МФТИ про астрофизическое исследование атмосферы Венеры. Начиная с 1960-х, к Венере было отправлено большое число межпланетных станций, причём 17 из 24 успешных миссий были советскими, вследствие чего в научных кругах за ней закрепилось название «Русская планета». Ещё в середине прошлого века писатели-фантасты описывали Венеру пригодной для жизни будущих поколений планетой, полностью покрытой океаном. Однако «утренняя звезда» преподнесла и продолжает преподносить много сюрпризов своим исследователям...

Татьяна Небольсина, пресс-служба МФТИ

rasrabotchikiplenok-miniУчёные Центра коллективного пользования МФТИ научились управлять концентрацией кислорода в плёнках оксида тантала, получаемых методом атомно-слоевого осаждения. Такие покрытия могут стать основой для создания перспективного типа энергонезависимой памяти. Статья опубликована в журнале ACS Applied Materials and Interfaces (IF=7.14).

LesovikiLebedev-mini2Добрый день, коллеги! Сегодня релиз от МФТИ про очень необычную разработку. Физики описали квантовую тепловую машину, КПД которой может достигать 100%. А все началось с того, что группа учёных под руководством Гордея Лесовика впервые сформулировала второе начало термодинамики или H-теорему на языке квантовой физики и в течении нескольких лет пыталась найти её доказательство, а в результате обнаружила условия, при которых второй закон термодинамики может локально нарушаться. О начале этой работы мы уже сообщали в январе.

Татьяна Небольсина, пресс-служба МФТИ

uchenieantibiotiki-miniУчёные МФТИ в сотрудничестве с коллегами из Исследовательского центра Юлих, Института структурной биологии в Гренобле и Европейского центра синхротронного излучения узнали механизм «обоняния» бактерий. Это удалось благодаря получению структуры белка NarQ из кишечной палочки – представителя универсального класса сенсорных киназ, отвечающих за передачу сигнала об окружающей среде внутрь бактерий. Работа, опубликованная в журнале Science, помогает понять, как бактерии «общаются» между собой и образуют устойчивые группы на стерильных поверхностях.

sklepKrim-miniУчёные Института археологии РАН завершают подготовку к переносу на территорию Керченского музея-заповедника древнегреческого склепа, построенного во времена Александра Македонского и найденного при раскопках кургана на трассе дороги к Крымскому мосту.