myasorubka-miniУчёные Университета ИТМО, Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины (ФНКЦ) и МФТИ разработали программу, которая позволяет сравнить совокупности ДНК микроорганизмов, обитающих в разных средах. Исследователи предложили несколько вариантов применения новой программы на практике. Сравнив при помощи алгоритма микрофлору здорового человека с микрофлорой больного, можно быстро выявить ранее неизвестные патогенные организмы, а также их штаммы, что поможет в разработке средств персонализированной медицины. Результаты исследования опубликованы в журнале Bioinformatics. (Автор иллюстрации Алла Тяхт).

klon-miniВ научной работе, выполненной сотрудниками Института общей генетики, Федерального научного центра физико-химической медицины (ФНКЦ ФХМ), при участии сотрудников  МФТИ доказано, что стволовые клетки, полученные из обычных клеток организма, отличаются от «эталонных» стволовых не в результате процесса репрограммирования. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Cycle. Стволовые клетки могут неограниченно делиться, имеют чёткую специализацию, но при этом могут превращаться в клетки других типов. Именно стволовые клетки обеспечивают восстановление тканей и органов, из них берутся новые клетки взамен утраченных. Медики и учёные выделяют несколько типов стволовых клеток в зависимости от их универсальности. Те клетки,  которые могут превратиться в любую иную клетку, называются плюрипотентными. Во взрослом организме плюрипотентных стволовых клеток нет, это состояние характерно только для клеток первых дней эмбрионального развития.

Рис .1. Особенности плюрипотентных стволовых клеток. Источник: пресс-служба МФТИ.

Tolstixin-miniРоссийский физик, научный сотрудник МФТИ Олег Толстихин и его коллеги из Японии и Китая нашли способ «заглянуть» внутрь молекул и получить информацию об их структуре с помощью интерференционной картины электронного рассеяния. Они провели эксперимент, дающий возможность отслеживать изменения в молекуле при переходе электрона в возбуждённое состояние. Таким образом, используя механизм туннельной ионизации и ультракороткие лазерные импульсы, учёные смогли увидеть структуру молекулы и её изменения в процессе возбуждения электронным ударом, происходящие в миллиардные доли миллиардной доли секунды. Результаты этих уникальных исследований представлены в двух статьях, опубликованных в журнале Physical Review Letters.

Исследователи России, США и Китая при помощи численного моделирования выявили ранее неизвестные особенности рутила TiO2 – перспективного фотокатализатора. Расчёты проводились в лаборатории МФТИ на суперкомпьютере Rurik. Статья с результатами опубликована в журнале Physical Chemistry Chemical Physics.

beremennost.-minijpgПодход для создания метода неинвазивной диагностики беременных женщин, страдающих от серьезной комплексной патологии – преэклампсии, разработал коллектив учёных МФТИ, ФГБУ НЦ АГиП, ИБХФ и ИНЭПХФ. Исследователи нашли потенциальные биомаркёры в моче беременных. Метод диагностики на основе анализа мочи позволит в будущем выявлять данное заболевание на ранних стадиях. Статья на данную тему опубликована в Journal of Proteomics.