risunjk1-miniНа основе сверхтонких плёнок оксида гафния (HfO2) группой учёных МФТИ созданы прототипы наноразмерных «электронных синапсов», которые могут быть использованы в принципиально новых вычислительных системах. Статья опубликована в журнале Nanoscale Research Letters. Изготовленные на основе тонкоплёночного оксида гафния мемристоры, размером всего 40х40 нм2, проявляют свойства, аналогичные биологическим синапсам. Мемристоры (memory+resistor) – устройства, способные менять своё состояние (проводимость) в зависимости от протекшего через них заряда, и, таким образом, имеющие память о своей «предыстории». С помощью разработанной технологии мемристоры были объединены в матрицы, что в перспективе позволит создать компьютеры, работающие на принципах биологических нейронных сетей.

arxeolog-miniУчёные Института археологии РАН при содействии археологов Новгородского государственного университета завершили внеочередные спасательные раскопки в историческом центре Великого Новгорода. В районе древней Козмодемьянской улицы они собрали поистине фантастический «урожай»: более 2 тысяч артефактов, в частности – оружие, украшения, 14 берестяных грамот, 11 свинцовых печатей, арабские, западноевропейские и византийские монеты, среди которых – золотой солид византийского императора Романа III.

Учёные МФТИ, Петербургского Университета ИТМО, а также их коллеги из Австралийского национального университета экспериментально доказали, что наночастицы кремния могут значительно увеличить интенсивность так называемого комбинационного рассеяния света. Этот эффект позволит создать наноразмерные лазеры и усилители для оптоволоконных линий связи. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanoscale.

Учёные МФТИ впервые вырастили сверхтонкие (2,5 нанометра) сегнетоэлектрические плёнки на основе оксида гафния, которые могут стать основой для элементов энергонезависимой памяти, именуемых сегнетоэлектрическими туннельными переходами. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Appl. Mater. Interfaces.

planetyar2-miniplanetyar-miniplanetyar3-miniМасштабные мероприятия, приуроченные к этому событию, уже состоялись и будут проходить в Ярославле. Центр имени В.В. Терешковой, включающий в себя современный планетарий, обсерваторию, экспозиционно-выставочный зал «История космонавтики», интерактивный класс, за короткий срок стал востребованным и посещаемым культурным и научным объектом Ярославского региона. За эти годы в нём побывало более 900 тысяч человек.