golos-mini4Признаться, так полюбившиеся первому каналу вокальные проекты «голоса» разного формата воспринимаются нашей публикой весьма неоднозначно. О чём свидетельствуют страсти, которые забушевали в социальных сетях после двух слепых прослушиваний стартовавшего проекта «Голос» для возрастной аудитории «после шестидесяти», который является аналогом голландского телешоу. А некоторые докучливые граждане и вовсе «учуяли» подвох в том, что выход популярной телепередачи совпал… с планами правительства по поднятию пенсионного возраста.

Что ж, каждому – своё. Давайте поговорим по сути проекта, который в народе окрестили «пожилой голос». Доля правды в этом, конечно, есть, поскольку, когда на сцене один за другим появляются те, кому не просто за 60, а за 70 и даже за 80, возникает невольная аналогия с популистскими в советское время программами типа «А ну-ка, бабушки». Но это – лишь на мгновение, ибо два выпуска проекта – слепые прослушивания – доказали, что новый формат вокального проекта открывает огромный пласт человеческих возможностей, уникальных судеб, не стареющей любви к музыке, пению. А это дорогого стоит!

golos-miniМне, как журналисту, было интересно следить не только за тем, что происходило на сцене, но и за откровениями конкурсантов перед выступлениями. Словно одна за другой переворачивались страницы необычайно увлекательной «книги воспоминаний» людей, которым было о чём рассказать зрителям и наставникам проекта. Итак, наставники – Леонид Агутин, Пелагея, Валерий Меладзе и «дебютант» Лев Валерьянович Лещенко укомплектовали свои команды, в каждую из которых вошли по четыре конкурсанта, а в команду Пелагеи – даже пять.

Отобрать достойный вокальный материал из сотен претендентов со всех концов страны, любителей и профессионалов, весьма непросто. Как непросто «слышать спиной», не ощущая обаяния личности на сцене. Почему те, а не иные? По какому принципу отбирали участников команд? На эти вопросы могут ответить только сами наставники.

Скажем, легенда советской и российской эстрады, народный артист России, музыкальный педагог, продюсер, автор текстов песен Лев Валерьянович Лещенко считает: «У исполнителя должен быть певческий интеллект. Это когда ты понимаешь, о чем поёшь, что ты хочешь сказать, и как ты строишь музыкальную фразу. Вот моя формула». Наверное, поэтому он сразу нажал кнопку во время выступления первого же участника – 64-летнего Мансура Ташматова из Ташкента, исполнившего хит Тома Джонса «Sex Bomb», вошедший в топ-3 нескольких европейских стран. Вокалист родился в семье узбекского композитора Ганижана Ташматова, профессионально занимался пением, в своё время много гастролировал по СССР. Лещенко вспомнил своего коллегу по «цеху», обрадовался его появлению в проекте и возможности поработать с ним. А выступление самого старшего участника первого прослушивания 80-летнего москвича Евгения Стругальского наставник слушал с самозабвением. Он отметил, насколько человек в столь преклонном возрасте сумел сохранить голос молодым. Да и многие телезрители, судя по отзывам, считают, что этот электромеханик ещё даст фору многим и является открытием проекта. По-своему интересны и два других участника команды Льва Лещенко. 63-летний Виктор Зуев, который с 19 лет работает в гостинице «Европейская» Санкт-Петербурга, выбрал беспроигрышную композицию итальянской группы Ricchi e Poveri «Come Vorrei» и попал с мелодичными романскими ритмами, как говорится, в цель. А 60-летний работник телевидения, москвич Навруз Ахмедов с оригинальным исполнением старинного русского романса «Не лукавьте!» мужским и женским голосами сумел «вскочить» в «последний вагон»: Лещенко ставил задачей пополнить команду женским вокалом, но был покорён его выступлением и принял в свои ряды.

Для российской певицы Пелагеи – основателя и солистки одноимённой группы общение с музыкально одарёнными людьми – радость, именно этим принципом она руководствовалась в отборе конкурсантов. Наверное, поэтому и допустила «перебор» в своей команде. А конкурсанты, в свою очередь, откровенно высказывали своё предпочтение при выборе наставника в пользу Пелагеи. Так, 64-летний Сергей Курзанов из Балашихи, который исполнил композицию Чака Берри Johnni B. Good, занимающую 7-е место в списке 500 лучших песен всех времён группы Rolling Stone, назвал наставницу: «Пелагеюшка – душа моя рокерская». К 60-летнему Олегу Пастухову из Владивостока, исполнившему «Вечерний звон», повернулись все наставники, но, как оказалось, он давно мечтал спеть с Пелагеей. Да и 62-летняя Лидия Музалева из Обнинска, покорившая всех своей внешностью королева-сибирячка с песней из репертуара Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок», надеялась, что именно Пелагея повернётся к ней. Ну, а искрящуюся оптимизмом обладательницу «волшебного микрофона» Наталию Бутусову, 61 года из Волгограда, с песней Тины Тёрнер «The best», которую некоторые клубы США и Европы используют как неофициальный гимн, просто грех было не принять в команду Пелагеи. Настолько жизнеутверждающе звучало откровение вокалистки о творческом труде музыканта. Нарушила Пелагея регламент во время выступления 77-летней Ольги Муравиной, которая исполнила арию Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди». Почему? Подкупило тонкое, одухотворённое исполнение композиции на двух языках – русском и прекрасном английском, неистребимая любовь к пению и при этом, что поразительно… незнание нотной грамоты.

golos-mini3Автор, композитор, исполнитель собственных песен, выпустивший более десятка альбомов, заслуженный артист России Леонид Агутин – наставник с первого сезона шоу «Голос» размышляет о новом формате: «Я пока ещё пытаюсь понять, что это вообще такое «Голос 60+». В мире ещё не вышел ни один подобный проект, мы с голландцами запускаемся практически одновременно». И потому у него – свои критерии отбора конкурсантов. Он безоговорочно принял в свои ряды Андрея Косинского – композитора 61 года из Санкт-Петербурга, который впервые «рассекретил» стремление самому петь свои сочинения. На «ура» прошёл отбор Агутина ещё один профессионал, создатель популярной группы «Лига блюза» Николай Арутюнов, отметивший в этом году 60-летие, с композицией легендарной Дженис Джоплин «Mercedes Benz». Попал в команду Агутина и 66-летний Александр Евдокимов из Твери, которого наставник, оказывается, хорошо знал. Не очень правильно оказывать «протекцию» коллеге по цеху, но у Агутина есть повод опротестовать подозрения пользователей сетей: он слышал голос, но не видел исполнителя. Этот же довод срабатывает и в пользу отца Леонида Агутина – 83-летнего москвича Николая Агутина, который спел песню «Я работаю волшебником». Конечно же, Агутин сразу узнал голос отца, но нажал кнопку в самый последний момент. Было заметно, что он не очень хотел этого делать по вполне понятной причине. «Это удар под дых», – сказал после окончания выступления отца певец.

Певец, продюсер, заслуженный артист РФ, многократный обладатель практически всех музыкальных премий Валерий Меладзе, дважды наставник шоу «Голос. Дети» сообщил по поводу нового проекта: «Настрой боевой! По детям, конечно, буду скучать, но теперь надо переключиться. Это уже другая работа. Наверно, чуть сложнее. Зато участники «Голос 60+» явно застали много хорошей музыки, и это поможет нашей совместной работе». Это в полной мере можно отнести к открытию нового формата – 63-летнему москвичу Сергею Манукяну, к которому развернули кресла все наставники. Известный музыкант выступил с яркой джазовой версией песни «Can't Buy Me Love» группы «The Beatles», которая стала своего рода «гвоздём» программы. История 62-летнего музыканта из Сахалина Геннадия Кима пронзительна: после трагедии, произошедшей с ним в манеже цирка во время выступления, он три месяца не мог не только петь, но и говорить, заново переосмыслил свою жизнь. Исполнение вокалистом песни Адриано Челентано «Confessa» покорило Меладзе, и он развернул своё кресло к исполнителю. Надо сказать, что пение на итальянском популярных хитов, как показывает практика, верный путь к успеху. Увлекло Валерия Меладзе и пение 67-летней Наталии Спевак из Саратова, более 30 лет проработавшей учителем английского языка и начавшей петь на сцене после 60 лет. На проекте она совместила свои таланты – пение и знание английского языка, исполнив композицию «I know why», которая была записана в 1941 году для фильма «Серенада солнечной долины» с вокалисткой Пэт Фрайдэй. Меладзе долго не мог выбрать последнего участника, и только в самом конце остановил свой выбор на 61-летнем Сергее Пивоварёнке из Югорска, который выступил с песней Давида Тухманова «Эти глаза напротив» из репертуара Валерия Ободзинского.

golos-mini2Стоит заметить, что вторая часть слепых прослушиваний выглядела энергичнее первой, тем не менее и в первой, и во второй частях были досадные моменты, которые не могли не прочувствовать зрители. Один из таковых – действо, иначе не назовёшь, во время выступления 68-летней москвички, поэтессы, переводчика Ирины Гинзбург-Журбиной с песней «Лошадка-жизнь». Текст – Ирины Гинзбург, музыка – автора первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика» Александра Журбина. Не говоря о том, что Ирина Львовна – дочь известного российского переводчика Льва Гинзбурга и жена знаменитого композитора Александра Журбина, она и сама является медийной персоной, яркой личностью, поёт для друзей и для души. На сцене проекта «Голос» они появились вместе: поэтесса пела, композитор аккомпанировал ей. Смолкли последние звуки и аккорды, но никто из наставников не повернулся к сцене. А когда все четверо развернули кресла, состоялся вот какой диалог.

Лев Лещенко: «А из какого вы города? Из Петербурга?».
Ирина Гинзбург-Журбина: «Дорогой мой, я коренная москвичка в третьем поколении».
Лев Лещенко: «Как-то мы не распознали сразу».
Ирина Гинзбург-Журбина: «Я сама убита. Я так люблю, как я пою! У меня нет музыкального образования, я не знаю нот, я никогда не училась петь. И только потому, что мой муж Журбин…».
Лев Лещенко, изумлённо глядя на аккомпаниатора: «А это – Журбин?!».
Ирина Гинзбург-Журбина: «Нет, это Чапаев!».
Лев Лещенко: «А выглядит, как Журбин».
Ирина Гинзбург-Журбина: «Не могли бы вы указать на мои ошибки? Хотя я знаю, моя первая ошибка, что я пришла сюда!».
Валерий Меладзе: «Нам нечему вас научить».
Ирина Гинзбург-Журбина: «А вообще эти стихи – мои. Вам понравились стихи?».
Жюри (хором): «Да!».
Лев Лещенко предложил конкурсантке прислать стихи жюри позже и спеть что-нибудь ещё. Александр Журбин заиграл свою знаменитую песню «Ах, эти тучи в голубом», и аудитория подпела.

Этот эпизод – сплошной конфуз: неловкие попытки наставников сгладить острые углы и обиженное поведение конкурсантки. Интернет реагировал бурно. Одни высказывали недовольство поведением Ирины Львовны, которая превозносила свои дарования, другие, напротив, были оскорблены тем, что известные музыканты не узнали своего именитого коллегу и его жену.

golos-mini5И ещё один досадный штрих в канве проекта – реакция на выступление 79-летнего Бориса Погудина из Великого Новгорода, артиста поколения, которое называют «настоящим». Семья Погудиных – истинные музыканты, достаточно вспомнить хрустальный голос Олега Погудина, который сообщил, что их фамилия означает «поющий», так что самой природой, Богом была предопределена их судьба. Борис Иванович Погудин во время службы в армии был солистом ансамбля песни и пляски Советской Армии Ленинградского военного округа, позже окончил консерваторию, стал солистом Ереванского оперного театра. После распада СССР вернулся в Россию, поёт в Новгородской филармонии.

На проекте он исполнил одно из лучших ретро произведений 1930-1940-х, романс «Тайна». Светлый, грустный и лиричный, как сам исполнитель, к которому, с сожалением приходится констатировать, наставники не повернулись. Жаль, возможно, такого голоса, вобравшего в себя всё богатство творческих лет, на этом проекте и не хватает!

Татьяна Лимпиас Чавес, журналист
Фото: Golos-tv.ru; Ampravda.ru; Sobesednik.ru; Artip.ru

Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на prime-sphere.ru обязательна.