vozokekaterini-miniСотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы «Таврида» каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. Сегодня это самое старое инженерное сооружение в Крыму.


Крымская новостроечная экспедиция ИА РАН под руководством Сергея Внукова начала работу весной 2017 года. Её задача – археологическое обследование местности вдоль строящейся трассы «Таврида» от Симферополя до Керчи. К настоящему времени учёные исследовали более 60 памятников самых разных эпох: от мезолита до XIX века.

В Белогорском районе Крыма, у деревни Некрасово (б. Мелек) сотрудники экспедиции обнаружили памятник дорожного строительства совсем другой эпохи – «Малый каменный мост». Его возведение можно предварительно отнести к концу XVIII века, времени знаменитого путешествия Екатерины II в недавно присоединенные к России южные регионы.

Императрица много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь её поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году побывала в западных губерниях. Но путешествие в Крым, незадолго до того отвоёванный у Турции, превзошло все предыдущие. Эта поездка продолжалась более полугода – с января по июль, императрицу сопровождала свита из более 3-х тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потёмкин.

К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устанавливались каменные дорожные знаки – так называемые «екатерининские мили». Именно с этим путешествием связано появление знаменитого выражения «потёмкинские деревни».

most-miniМалый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (современный Белогорск) в Феодосию. Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар в Феодосию. Отрезок этой дороги от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся в наши дни трассой «Таврида».

Распоряжение о грандиозном по тем временам дорожном строительстве было отдано Потёмкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать «во много крат краше» древнеримских дорог, являвшихся в то время эталоном дорожного строительства.

Арочный однопролётный Малый каменный мост был построен через ручей Ашиль (левый приток реки Булганак), который протекал в этом месте, но к концу XIX века полностью пересох. Название моста, хотя и условное, не лишено смысла, т. к. к западу от него по картам XIX века на реке Кучук-Карасу изображён мост большего размера. Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены на растворе из тёсанного природного камня. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тёсаных каменных блоков. Позднее он обрушился.

На некоторых блоках парапета и арок обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имён встречается и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата – 1861 г. В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях этих перестроек ещё предстоит разобраться. Не исключено существование в этом же месте и более ранних конструкций для перехода через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.

В XVIII-XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживлённым.  Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста. Они представлены, в первую очередь, конскими подковами и деталями упряжи. Попадаются монеты середины XIX века, но их немного. Отдельно следует отметить находку пулелейки и 7 свинцовых пуль. Эти изделия могут свидетельствовать о нахождении у моста постоянного поста, что неудивительно, поскольку именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака.

В наше время от почтового тракта XVIII – XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталась. Практически по его трассе прошла дорога Белогорск – Золотое Поле. Открытый мост является единственным сохранившимся архитектурно-инженерным сооружением, памятником дорожного строительства XVIII – первой половины XIX века не только на этом тракте, но и в Крыму. Он расположен в непосредственной близости от трассы «Таврида».

«После небольшой реставрации мост может стать интересным объектом демонстрационного показа, иллюстрирующего преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков. Трудно найти более яркий пример этой преемственности», – отметил директор Института археологии Николай Макаров.

Фото: возок Екатерины II, гравюра из книги Александра Брюкнера «Екатерина Вторая», 1883; малый каменный мост

Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При цитировании материалов в сети Интернет гиперссылка на prime-sphere.ru обязательна.